МКУ «Управление образования» Октябрьского района
Протокол №1
заседания районного методического объединения
учителей географии школ Октябрьского района
от 9 октября 2019 года с. Покровка
Председательствующий: Викторова О.А., руководитель РМО учителей географии
Секретарь: Дорошенко Г.П., учитель Покровской СОШ
Присутствовали: Викторова О.А.- учитель МОБУ Липовецкая СОШ №2, Коваль Л.Н., учитель Покровской СОШ; Дорошенко Г.П., учитель ПСОШ; Пономарева Е.А., учитель КГОКУ – школы-интерната; Аминова Н.А., МОКУ Чернятинская ООШ, Быкова М.М., МОКУ Струговская ООШ,
Повестка дня.
1.Анализ работы РМО учителей географии Октябрьского района за 2018-1019 учебный год.
2.О переходе на ФГОС среднего образования.
3.О темах по самообразованию аттестуемых учителей.
По первому вопросу
СЛУШАЛИ: Викторову О. А., руководителя РМО учителей географии. Ольга Александровна продемонстрировала учителям географии слайдовую презентацию «Анализ работы РМО учителей географии Октябрьского района за 2018-2019 уч.год».
Пояснив, что в 2018-2019 учебном году РМО учителей географии продолжило работу над темой: «Новые подходы к преподаванию географии в условиях обновления содержания и технологий преподавания учебного предмета с учётом требований ФГОС и в связи с принятием Концепции развития географического образования в России».
Работа районного методического объединения учителей географии, была направлена на использование продуктивных форм и методов организации учебного занятия, на освоение альтернативных педагогических программ, на знакомство с опытом работы коллег по внедрению современных педагогических технологий.
В ходе реализации поставленных задач повышения теоретического, методического и профессионального мастерства учителей географии, в течение года были организованы и проведены 4 заседания методического объединения учителей географии, на которых были рассмотрены следующие вопросы:
Методический практикум: «Формирование ключевых компетенций на уроках географии».
Методический практикум: «Построение урока географии на проектной основе».
Практическая работа: «Построение проектного урока».
«О перспективной модели измерительных материалов по географии для государственной итоговой аттестации по программам основного общего образования».
«О темах по самообразованию учителей географии».
«Об УМК по географии».
Также в 2018-2019 учебном году в рамках работы РМО учителей географии были проведены online конференции, на которых были рассмотрены следующие вопросы:
-«Актуальные проблемы творческой самореализации педагога в профессии в контексте требований Профстандарта»;
-«Результаты и перспективы развития системы образования Приморского края: новые возможности поддержки одарённости»;
-«Использование элементов технологии ТРИЗ для развития познавательной активности учащихся»;
-«Организация и управление исследовательской деятельностью в школе»;
-«Стратегия развития: преемственность и контроль качества»;
-«Черная металлургия мира»;
-«Глобальные экологические проблемы: вчера, сегодня, завтра»;
-«Учитель цифровой школы будущего: проблемы, перспективы и возможности».
В текущем учебном году Викторова О.А., руководитель РМО учителей географии и Захарова О.И., учитель географии Новогеоргиевской СОШ, прошли курсы повышения квалификации экспертов предметной комиссии ОГЭ по географии в объеме 14часов в Приморском краевом институте развития образования ГАУ ДПО ПК ИРО.
Участниками заседаний РМО в течение учебного года были подготовлены выступления (таблица 1).
Таблица 1. Тематика выступлений учителей географии Октябрьского района на заседаниях РМО.
ФИО учителя |
Школа |
Тема выступления |
1.Дорошенко Г.П. |
ПСОШ |
«Проекты на уроках географии в 5 и 6 классах)
(протокол №2 от 12.12.2018 года)
«О технологии развивающего обучения в географии» (протокол №3 от 23.04.19) |
2.Холкина Н.В. |
ГСОШ |
«Об использовании проектных технологий на уроках географии и во внеурочной деятельности как реализации личностно-деятельностного подхода в обучении» (протокол №3 от 23.04.19) |
3.Кривоус О.Л. |
ЛСОШ |
«Об активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках географии» (протокол №3 от 23.04.19) |
4.Викторова О.А. |
ЛСОШ №2 |
«Формирование ключевых компетенций на уроках географии» (протокол №1 от 28.10.18);
«Построение урока географии на проектной основе»;
(протокол №2 от 12.12.2018 года);
«Построение проектного урока» (протокол №2 от 12.12.2018 года)
«О перспективной модели измерительных материалов по географии для государственной итоговой аттестации по программам основного общего образования» (протокол №3 от 23.04.19).
«О проектно-исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочной деятельности»
(протокол №3 от 23.04.19) |
6.Пономарева Е.А. |
ПШИ |
«Разработка урока в 5 классе на основе проектной деятельности по теме «Звездное небо» (протокол №2 от 12.12.2018 года). |
7.Аминова Н.А. |
МОКУ Чернятинская ООШ |
«Разработка урока на основе проектной деятельности по теме «Вулканы» в 6 классе» (протокол №2 от 12.12.2018 года).
«О методике подготовки учащихся 9 класса к итоговой аттестации» (протокол №3 от 23.04.19) |
8. Быкова М.М. |
МОКУ Струговская ООШ |
«О формировании универсальных учебных действий через внедрение новых образовательных технологий в рамках реализации ФГОС на уроках географии» (протокол №2 от 12.12.2018 года). |
Анализируя работу учителей методического объединения в истекшем году, можно отметить, что большинство из них работают творчески, имеют достаточно высокую профессиональную подготовку, знают задачи, поставленные перед современной школой. Главное в их работе - поиск новых технологий, которые влияют на развитие интеллектуальных умений учащихся.
Поэтому творчески работающий учитель всегда имеет желание поделиться своими наработками с коллегами и сам, желая своего творческого роста, стремится узнать что-то новое, разобраться в непонятных вопросах.
А задача методической службы – помочь учителям овладеть техникой получения информации и на этой основе переходить к методической помощи по широкому использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.
В следующем учебном году необходимо продолжить работу по усилению подготовки учащихся к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ по географии, к олимпиадам по географии.
Далее О.А. Викторова провела анализ итогов олимпиады по географии уч-ся 7-11 классов Октябрьского района в 2018-2019 учебном году.
Следующим этапом О.А. провела анализ сдачи уч-ся ОГЭ и ЕГЭ по географии.
Далее руководитель РМО озвучила результаты собеседования с учителями географии о необходимости рассмотрения на заседаниях РМО в 2019-2020 году следующих вопросов:
1. География международного движения капитала.
2. Соотношение и взаимодействие городского и сельского населения.
3. Атмосферная химия Земли: ее роль в загрязнении, изменении окружающей среды и климата.
4. «Классическая география» как инструмент реализации концепции географического образования.
5. Практикум: «Учимся решать олимпиадные задачи».
6. Разбор демоверсии ЕГЭ и ОГЭ по географии.
7. Как конструировать урок географии с использованием электронных ресурсов.
Ольга Александровна предложила учителям в случае появления дополнительных вопросов, которые необходимо разобрать на РМО, сообщать в группу учителей географии Октябрьского района на WhatsApp.
В заключение О.А.Викторова сделала вывод о том, что работу РМО учителей географии за истекший период 2018-2019 учебного года можно считать удовлетворительной. Все запланированные мероприятия были проведены, вопросы рассмотрены.
РЕШИЛИ: Принять к сведению приведенный анализ работы РМО учителей географии Октябрьского района.
По второму вопросу
СЛУШАЛИ: Колокольцеву М.П., специалиста МКУ Управления образования «О переходе на ФГОС среднего образования».
Марина Павловна пояснила, что необходимо разработать программы для 10-11 классов, пройти курсы повышения квалификации по ФГОС среднего образования. Далее Марина Павловна подробно остановилась на составлении рабочих программ. Рекомендовала учителям географии ввести Единые уроки обобщающего повторения
Далее М.П. рассказала «О проведении интегрированных уроков физкультуры с уроками географии» 1 раз в четверть.
Ознакомила учителей с проектным расписанием ВПР по географии, рекомендовала сайты для подготовки уч-ся к проведению ВПР https://lk-fisoko.obrnadzor.gov.ru/; https://statgrad.awko.ru/ .
Ознакомила с расписанием проведения школьного и районного этапа олимпиады по географии.
РЕШИЛИ: принять к сведению информацию.
По третьему вопросу
СЛУШАЛИ: Коваль Людмилу Николаевну, учителя Покровской СОШ «Об использовании технологии личностно-ориентированного обучения, как фактора повышения мотивации уч-ся на уроках географии».
Л.Н. рассказала о теоретической основе технологии личностно-ориентированного обучения, о критерии технологичности, о формах личностно-ориентированного обучения на уроках географии. Привела примеры уроков в 6,7, 8 классах с применением данной технологии.
СЛУШАЛИ: Пономареву Е.А., учителя КГОКУ – школы-интерната « Об использование различных форм и методов обучения для развития познавательной деятельности на уроках географии в рамках ФГОС» Е.А. пояснила, что на своих уроках она отдает предпочтение применению методам развивающего обучения и методам интерактивного обучения. Часто использует разнообразные игровые приемы в форме ребусов, загадок, стихотворений, пословиц. На уроках обобщения знаний и умений проводит викторины, географическое тестирование, защиту творческих работ в форме проектов путешествий, рефератов. Дает задания составить кроссворд или тест по пройденным темам.
Применяет приём “ Поисковые задания”.
Убери «лишнее» слово из списка, дать объяснение выбору (устно). Например: Виктория, Чад, Эйр, Ньяса (Озеро Эйр – в Австралии). Найди соответствие: (страна-столица),Россия- Анкара, Турция – Париж, Москва –Франция.
Приём “Да-нет”. На уроке по теме “Океаны ”, 7 кл. загадывается определенный океан, и ребята начинают задавать учителю вопросы: Этот океан омывает материк Австралию? - да; Этот океан самый большой? – да; Этот океан самый теплый? – нет и т.д.
Приём “Найди ошибку”. Учащимся дается текст с заведомыми ошибками географического характера. Найти и доказать ошибочность.
РЕШИЛИ: принять к сведению и использовать в работе опыт работы Коваль Л.Н. и Пономаревой Е.А.
Председательствующий: О.А. Викторова
Секретарь: Г.П. Дорошенко
Управление образования
Администрации Октябрьского района
Методический кабинет МКУЦОДОУ
Протокол №2
семинара-практикума методического объединения
учителей географии школ Октябрьского района
от 19 ноября 2019 года с. Покровка
Председатель: Викторова О.А., руководитель РМО учителей географии
Секретарь: Дорошенко Г.П., учитель Покровской СОШ
Присутствовали: Викторова О.А.- учитель МОБУ Липовецкая СОШ №2, Грищенко И.В., учитель Фадеевской ООШ; Коваль Л.Н., учитель Покровской СОШ, Кривоус О.Л., учитель Липовецкой СОШ №1; Захарова О.И., учитель Новогеоргиевской СОШ; Пономарева Е.А., учитель КГОКУ – школы-интерната; Охременко И.В. учитель МОБУ Чернятинская ОШ; Чмир О.Н.- Владимирская СОШ; Пономарева Е.А. - ПШИ
Повестка дня.
1. Вступительное слово руководителя РМО: тренинг, постановка целей и задач, работа в группах.
2. Выступление Понамаревой Е.А. «Об интерактивном обучении в географии».
3. Выступление Дорошенко Г.П. «О развивающем обучении в географии». Содокладчик Коваль Л.Н.
4. Выступление Викторовой О.А. с докладом по теме: «О приемах формирования УУД на уроках географии».
По первому вопросу слушали руководителя РМО Викторову О.А., она начала семинар с тренинга «Дерево достижений», затем участниками семинары были поставлены цели и задачи заседания. В соответствии с требованиями стандартов второго поколения во главу образования ставится личность ученика, её саморазвитие, самосовершенствование. Основная цель образования - научить ученика учиться. Поэтому на первое место ставится развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Цель нашей работы: поделиться опытом использования педагогами современных технологий, активных форм и методов обучения и воспитания для повышения качества и эффективности образовательного процесса. Для реализации заявленной цели поставлены следующие задачи:
?повышение творческой активности педагогов и качества проведения учебных и внеурочных занятий на основе применения современных образовательных технологий;
?выявление, обобщение и распространение опыта творчески работающих учителей, демонстрация методических приемов и форм организации педагогического процесса, обеспечивающих повышение мотивации и познавательного интереса обучающихся.
Далее участники семинара работали в группах со словарем проектных терминов и проверяли себя по эталону.
Решение по первому вопросу: Принять информацию к сведению.
По второму вопросу СЛУШАЛИ Пономареву Елену Александровну, учителя Покровской школы интернат, об интерактивном обучении в географии. Елена Александровна, используя мультимедийную презентацию, рассказала о структуре ИО, классификации, алгоритме ИО, как его применить, для чего? Далее Е.А. провела с учителями географии мастер-класс «Интерактивные технологии обучения на уроках географии как средство формирования познавательного интереса учащихся». Цель: продемонстрировать практическое использование интерактивных методов обучения в преподавании географии. Е.А. обозначила основные задачи ИО (интерактивного обучения): 1. Воспитание не «эрудита», а развитие нестандартно мыслящего человека – «творца» . 2. Изменение позиции учителя - не источник знаний и информации, а «педагог-консультант».
Далее была продемонстрирована игра «Географическое лото» 7 класс тема: «Океаны», которая применяется при актуализации учебных знаний. Учителя объединились в группы, каждая их которых получила комплект карточек: основной и дополнительный. Задание состояло в том, чтобы правильно и быстро закрыть ячейки основной карточки.
Следующим этапом стало знакомство учителей с приемом для проверки знаний учащихся - «Не разорви цепь». Пред учителями была поставлена задача быстро и правильно, поочередно подписать условные знаки (6 класс «Условные знаки»)- работа в группах. Также Елена Александровна продемонстрировала приемы «Отстроченная загадка», «Фантастическая добавка». В заключении Елена Александровна сделала вывод о сути интерактивного обучения, которая состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, ученики учатся работать в группе (команде); формируется положительное отношение к оппоненту; каждый ребенок имеет возможность предлагать свое мнение. Во время интерактивного обучения учащиеся учатся быть демократическими, общаться с другими людьми, конструктивно мыслить, принимать продуманные решения. Это обучение, погруженное в общение, диалоговое обучение. Назначение такого обучения заключается в том, чтобы, во-первых передать знания, во-вторых, осознать ценность других людей. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новые знания, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы сотрудничества.
Решение: Применять данный метод в своей педагогической практике. Накапливать опыт ИО и обмениваться с коллегами.
По третьему вопросу СЛУШАЛИ Дорошенко Галину Петровну, учителя Покровской школы «Развивающие обучение в обучении географии». Она предоставила вниманию присутствующих стендовый доклад и поделилась опытом создания проектов в своих классах. Содокладчиком Дорошенко Г.П. выступила Коваль Л.Н., она рассказала о проектах, где итогом являются представление компьютерных презентаций.
Нельзя забывать о роли учителя и ученика. Учитель только организует деятельность, не участвует в самом проекте, консультирует, ненавязчиво контролирует и принимает отчеты. Ученик – осуществляет всю работу над проектом, консультируясь с учителем, работает активно и самостоятельно ищет способ решения проблемы.
По четвертому вопросу СЛУШАЛИ Викторову О.А. «О приемах формирования
УУД на уроках географии».
Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к обучающемуся, становится развитие способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а это открывает обучающимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой образовательной деятельности. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности.
Универсальные учебные действия (далее УУД) - это навыки, которые надо закладывать на всех уроках. УУД сгруппированы в четыре блока: личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные. Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов.
На уроках географии формирую следующие УУД: самоопределение, смыслообразование, соотнесение известного и неизвестного, планирование, оценка, способность к волевому усилию, формулирование цели, выделение необходимой информации, структурирование, выбор эффективных способов решения учебной задачи, рефлексия, анализ и синтез, сравнение, классификации, действия постановки и решения проблемы, строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами, постановка вопросов, разрешение конфликтов.
?Личностные УУД: умения активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
?Регулятивные УУД, которые обеспечивают возможность управления деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
?Познавательные УУД включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
?Коммуникативные УУД обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Далее Ольга Александровна подробно остановилась
-на принципах, которые позволяют достичь результатов образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом;
-на педагогических технологиях, применяемых на уроках географии;
-на результативности своей профессиональной деятельности по формированию УУД, созданию условий получения обучающимися качественного образования по предмете «география» (привела мониторинговые срезу практических, зачетных работ, результаты ОГЭ, ЕГЭ за пять лет).
Решение:
Принять к сведению полученную информацию, продолжить работу над формированием УУД у уч-ся на всех уроках.
Организовать работу по созданию «Банка проектов».
Организовать взаимопосещение уроков, мероприятий по теме семинара.
Семинар закончился заполнением листов самооценки.
Председательствующий О.А. Викторова
Секретарь Г.П. Дорошенко