ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛИПОВЕЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА»
Методическая разработка
ТЕМА: «СОЦИАЛЬНО – ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ПРОЕКТЫ, КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННОГО,
ОТВЕТСТВЕННОГО И КОМПЕТЕНТНОГО
ГРАЖДАНИНА РОССИИ»
Автор: Викторова Ольга Александровна
учитель географии
классный руководитель 6 класса
МОБУ ЛСОШ №2
пгт. Липовцы
Октябрьский район
Приморский край
2017 год
Оглавление
1. Актуальность, цели и задачи духовно-нравственного воспитания………3
2. Из опыта работы классного руководителя, заместителя директора по воспитательной работе……………………………………………………....6
3. Проектная деятельность как средство воспитания нравственного, ответственного и компетентного гражданина России…………………....10
Актуальность, цели и задачи духовно-нравственного воспитания
В современное время в российском обществе образование и воспитание становятся приоритетными направлениями государственной политики. «Давать знания и воспитывать нравственного человека», такой цитатой академика Дмитрия Лихачева президент РФ В.В.Путин определил главные задачи российского образования, выступая с очередным посланием к Федеральному собранию.
Считаю, что именно духовно-нравственное воспитание является базовым для развития личности, основой гражданского, патриотического, экологического и эстетического воспитания.
Мой педагогический стаж более 20 лет. Являюсь классным руководителем. С 2009 года занимаю должность заместителя директора по воспитательной работе, при этом не перестаю быть классным руководителем. В моей педагогической практике были разные детские коллективы, приходилось работать с учениками начальной школы, среднего и старшего звена. Я уверена, что именно классный руководитель может организовать воспитательный процесс так, чтобы нашему поколению было кем гордиться и с кого брать пример. Все это возможно в тесном сотрудничестве с родителями, общественными организациями, государственными структурами. Поэтому, цель воспитательной работы я определила, как личностно-ориентированное воспитание, направленное на раскрытие, развитие и реализацию интеллектуально-духовных свойств личности учащихся, создание условий для формирования творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной ориентироваться в современных социокультурных условиях, способной на созидательный труд, сознательный выбор жизненной позиции и самостоятельную выработку идей.
Ожидаемый воспитательный результат: высоконравственный, ответственный, творческий, компетентный гражданин России (Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России).
Необходимо воспитывать у подростков в сфере личностного развития:
-индивидуально-ответственное поведение;
-готовность и способность реализовать творческий потенциал:
-способность осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;
-принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;
-трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
-осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью
В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить:
-осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;
-развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;
-осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству;
-понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;
-законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;
-формированию мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни.
Воспитательные возможности школы достаточно широкие. Созданы условия для реализации потенциальных возможностей и интересов обучающихся, оказания им помощи в самореализации, самоопределении, гражданском становлении личности через участие:
-в деятельности творческих объединений на базе образовательной организации;
-в деятельности классных коллективов;
-внеурочной деятельности в рамках ФГОС;
-в общественно полезной, социально значимой и здоровье - сберегающей деятельности (в разработке и реализации социальных проектов, участие в добровольческих, гражданских акциях);
-в творческих проектах, традиционных делах школы.
Планируя воспитательный процесс, тщательно продумываю формы и методы работы. Считаю, что ведущее место среди методов обучения во внеурочной деятельности принадлежит методу проектов. В основе метода – идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практических или теоретически значимых проблем. Делясь опытом работы, считаю важным рассказать о проектной деятельности всего школьного коллектива.
Из опыта работы
«Прощай, - сказал Лис - Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце,
самого главного глазами не увидишь»
Сент-Экзюпери
В этих словах содержится ключ к секретам духовно-нравственного воспитания. Учителю надо открыть сердце ученика. Возникает вопрос: как открыть сердце ученика? С чего начать воспитательный процесс? Ответ тоже можно найти у Л.Н.Толстого, этого гениального знатока человеческих душ. Он говорил: «Если же мы поймём, что воспитывать других можем только через себя, воспитывая себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остаётся один вопрос жизни: как надо самому жить?». То есть воспитательный процесс начинается с совершенствования личности самого учителя. Бездуховный учитель, владеющий самыми современными методиками, не может заложить духовно-нравственное начало у своих воспитанников. Только пример воспитывающего (наставника) может дать результаты. Вряд ли помогут словесные наставления и нравоучения.
Хочу привести слова Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия 2: «Пришло время возрождать порушенное, вступить на путь чистой и нравственной жизни, взращивать в сердце своем и в душах ближних наших семена целомудрия, чистоты, добра, благоговения перед святыней».
Поэтому сегодня, как никогда, важно, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием.
Вспоминается классика советского кинематографа, фильм Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», где главная героиня учительница русского языка и литературы Надежда Васильевна Шевелёва произносит такие слова: «… Ошибки учителей менее заметны но, в конечном счете, они обходятся людям не менее дорого».
Итак, чтобы избежать ошибок в воспитании, необходимо осуществлять планомерный, системный воспитательный процесс обучающихся, уделяя большое внимание партнёрским отношениям с разными агентами социализации: с семьями учащихся, общественными и религиозными организациями, учреждениями дополнительного образования. Бессистемные, разовые мероприятия не могут работать на ожидаемый воспитательный результат.
В воспитательной работе уделяю большое внимание работе с семьями учащихся, так как именно в семье закладываются основы личности, формируется нравственность и отношение к миру. В. А. Сухомлинский считал: «Чтобы узнать ребёнка, нужно хорошо узнать его семью».
Содержание работы с родителями:
-для повышения психолого-педагогических знаний родителей проводятся лекции, семинары, индивидуальные консультации и практикумы с приглашением специалистов;
-для вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс: родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы;
-участие родителей в управлении школой: совете школы, родительские комитеты.
Использую и нетрадиционные методы работы: родительские тренинги, круглые столы, родительские вечера. Надолго запоминаются родителям и детям совместные выезды на природу, познавательные экскурсии и встречи с интересными людьми. Традиционными в классе стали интерактивные беседы «День профессии родителей», в ходе которых родители рассказывают о своих профессиях, проводят мастер-классы и деловые игры. Также на классный час приглашаются народные умельцы нашего поселка, которые проводят для ребят мастер-классы и интерактивную выставку своих изделий. Так, Александр Зимин, мастер резьбы по дереву научил ребят делать скалку и вырезать на ней простейшие узоры.
В рамках социально-педагогического партнёрства мы тесно сотрудничаем с Советом ветеранов: уроки истории, краеведения, уроки мужества, встречи с интересными людьми, творческие и социальные акции и проекты – ребята с удовольствием участвуют в таких мероприятиях. Особенно хочется сказать о поселковой акции «Бессмертный полк»: мой класс собирал материал о ветеранах Великой Отечественной войны - односельчанах, выступил с ним на общешкольной конференции ко Дню Победы. Используя собранный материал, мы оформили стенды «Они сражались за Родину» в ГДК поселка Липовцы; стенд «Герои – земляки» на предприятии ШУ «Восточное». Провели общешкольное мероприятие о «Подвиге детей в годы ВО войны», спортивную Акцию «Мы помним». К 9 мая для организации праздничного шествия всей школы разработали проект по оформлению колонны школы ко Дню Победы в технике «воздушный шар» в цветах Российского флага, а также стали участниками Акции «Бессмертный полк», приняли участие в подготовке парада Победы. На территории центрального парка в «Уголке шахтерской славы» совместно с предприятием ШУ «Восточное» провели торжественное мероприятие, посвященное памяти шахтеров – ветеранов ВО войны; торжественную встречу трех поколений, посвященную 80 летию со дня открытия Липовецкого каменноугольного месторождения.
Мой класс организовал и провел для учащихся начальной школы познавательные занятия, разработав мини-проекты с играми и конкурсами по пропаганде здорового образа жизни: «Здоровое питание», «Польза или вред жевательной резинки», «И старым и молодым вреден табачный дым», «Я прививок не боюсь, если надо, уколюсь!». В ходе работы над проектами мои ученики «погружались» в работу журналиста, педагога, получили незабываемый опыт общения с учениками первого и второго класса, учились работать с информацией, узнали много нового о здоровом образе жизни.
На общешкольном мероприятии по профориентации мой класс выступил с агитбригадой «Я бы доктором пошел, пусть меня научат!». Во время своего выступления ребята продемонстрировали видеоролик - отчет о работе над классным проектом «Профессии моего поселка», в котором содержалась информация об истории Липовецкой больницы, о людях, внесших большой вклад в заботу о здоровье липовчан: врачах, медсестрах, санитарках, водителях скорой помощи. Для сбора информации посещали местную участковую больницу, бывшего главврача Солдатову Л.И., старшую медсестру Ольгу Юрьевну Бурачевскую, медицинских работников – пенсионеров: Рубан Р.Н., Литвиненко Р.В.. Также ребята показали поздравительный видеоролик, подаренный ими работникам Липовецкой больницы ко Дню медицинского работника.
Все фотографии мероприятий, материалы проектов, видеоролики я размещаю на своем сайте.
Духовно-нравственное воспитание интегрировано в основные виды деятельности учащихся. Уделяю данному направлению большое внимание в урочной и во внеурочной деятельности. На уровне школы и района организую с ребятами широкомасштабные Акции «За здоровый образ жизни», на которых всегда присутствует Настоятель Храма Покрова Божией Матери протоиерей Стефан Цуркан. В Липовцах строительство Храма в честь Преподобного Серафима Саровского происходило на наших глазах, поэтому мы с ребятами посещали значимые мероприятия: «Освещение Креста Храма в честь Преподобного Серафима Саровского». Отца Стефана приглашаем для разговора с родителями «Спроси у батюшки».
Также важно отметить сотрудничество с учреждениями дополнительного образования: ребята активно занимаются спортом, посещают секции и кружки.
Все учащиеся моего класса посещают кружки, многие из них два и более кружка.
Воспитательная работа в классе направлена на индивидуально-личностное развитие и способствует успешной социализации подростков. Результатами работы можно считать активную жизненную позицию моих учеников, участие в мероприятиях различного направления, успехи и достижения; но для меня, как для классного руководителя, самое главное, чтобы каждый ученик стал хорошим человеком, а наш классный коллектив оставался всегда дружным.
Проектная деятельность как источник личностного опыта
Проектная деятельность – это источник важного личностного опыта для учеников: внешний результат проекта можно увидеть, осмыслить, применить в реальной жизни, а внутренний результат (опыт деятельности) становится достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности. Работая с детьми над проектом, учитель также получает незаменимый опыт, так как «проживает» несколько ролей: энтузиаст, специалист, консультант, руководитель, координатор всего группового процесса и эксперт. При работе над проектом возникает немало трудностей: как выбрать тему проекта, какова доля самостоятельности учащихся при работе над проектом, организационные моменты, временные рамки, нормативно-правовая база. Стараюсь выбирать проблему для проекта из реальной жизни, значимую для учеников, при решении которой они применят свои знания и умения, а также приобретут новые навыки из различных областей жизни, получив реальный результат.
Современное образование позволяет использовать метод проектов в урочной деятельности. Проекты по географии можно реализовать в урочной и внеклассной деятельности. В таблице 1 представлены темы проектов, над которыми работали мои ученики. Продукты проекта: стенд, плакат, компьютерная презентация, учебное пособие («Книжка-раскладушка»), видеоролик и т.п.
Таблица 1. Темы проектов, реализованных учащимися в учебной деятельности.
Класс |
Тема проекта |
5 |
«Звездное небо» |
6 |
«План местности»
«Температура воздуха»
(Проблема проекта: «Чем ближе к солнцу, тем теплее или ?»)
«Человек и природа»
Как человек взаимодействует с природой. Может ли человек использовать богатства природы, не нанося ей вред?
«Разноцветные лица»
Почему люди на Земле так не похожи друг на друга? Какие люди живут на разных материках в разных странах? |
7 |
«Глобальное потепление – миф или реальность?»
Причины, точки зрения, проблемы, последствия.
«Тайны ледяного континента»
Почему Антарктида покрыта льдом? Почему это самый холодный материк? Всегда ли она была покрыта льдом? Что скрывает ледяной панцирь?
|
8 |
«Морские ресурсы России»
Чем богаты моря России? Чем грозит истощение морских ресурсов человеку? Что может вызвать истощение ресурсов и как этого избежать? Экологические проблемы морей, их влияние на ресурсы морей.
«Климатические ресурсы России»
Что мы понимаем под климатическими ресурсами? Богата ли Россия этими ресурсами? Как изменятся климатические ресурсы России в результате глобального потепления?
«Путешествие по природным зонам России»
Различия природных зон России, особенности климата, растительного и животного мира. Причины смены ПЗ с севера на юг. Хозяйственная деятельность человека в каждой ПЗ. |
9 |
«Проблемы АПК и пути их решения»
«Электроэнергетика России»
«Влияние географического положения на жизнь людей Приморского края»;
«Геральдика городов и районных центров Приморского края»;
«Города- миллионеры России» |
10-11 |
«Глобальные проблемы лесных пожаров»;
«Национальная кухня мира»;
«Глобальные проблемы человечества»;
«Нефть – природное богатство»;
«Развитые и развивающиеся государства»;
«Влияние цветовой гаммы города на здоровье его жителей»;
«Влияние многолетней мерзлоты на окружающую среду»;
«Карликовые государства мира»;
«Влияние антропогенной деятельности на глобальное потепление климата»
«Влияние изменений климата на природу» |
Считаю, что наиболее содержательные проекты выполняются в ходе внеклассной деятельности.
Так, в течение пяти лет мы с ребятами, совместно со всеми социальными и административными структурами, а также шахтерским предприятием нашего поселения разрабатываем и реализуем на практике социально-значимые проекты.
С целью приобщить учащихся к духовно-нравственным ценностям своего народа, восстановить утраченные связи современного человека с исторической памятью был реализован проект «Возрождение». Проект призван восстановить заброшенные памятники, мемориалы, захоронения на территории поселка Липовцы, облагородить прилегающую к историческим местам территорию. В ходе работы над проектом были реконструированы: памятник «Воину Освободителю», «В.И.Ленину», «Борцам за Власть Советов», «Стена памяти», заброшенные могилы ветеранов Великой Отечественной войны; посажена «Аллея памяти»
Почему мы решили обратить внимание учащихся на восстановление исторических памятников? Потому что они напоминают нам кто мы, и чьи мы дети, напоминают нам о том, что было свято для наших предков, чем они жили, за что боролись, за что умирали? Исторические памятники это тот «колодец», из которого мы черпаем духовные сокровища своего народа. Так мир построен, чтобы у каждого народа оставалась какая-нибудь частица давности, воплощенная в исторических памятниках, монументах, памятных местах.
С этой целью был разработан еще один проект: «Уголок Шахтерской Славы», результатом реализации которого стало создание памятного места в центральном парке поселка Липовцы. Проект открывает его участникам возможность собственного духовного возрождения.
С целью профилактики безопасности дорожного движения был разработан проект: «Безопасность – путь к долголетию» и широкомасштабная Акция «Письмо водителю»; результатом реализации, которых стало решение практической проблемы - строительство тропинки для пешеходов.
Сегодня не каждый россиянин способен проявить сострадание и оказать посильную помощь нуждающимся людям. Поэтому мы разработали и реализовали проект «Доброе сердце», который создает условия для проявления лучших человеческих качеств Российского гражданина – милосердия, сострадания, человеколюбия. Результатом данного проекта стала реальная помощь Сереже Казуку, страдающему ДЦП, которая стала возможной благодаря проведению благотворительной ярмарки и благотворительного концерта в Доме Культуры поселка Липовцы.
Проект «Школьный парк» был реализован с целью преобразования малопродуктивной пришкольной территории в полноценную экологическую систему за счёт создания близких к естественным биологических сообществ. Проект способствует благоустройству территории нашей Малой Родины, содействует формированию духовного образа жизни, повышению чувства патриотизма у всех слоев населения, а также улучшению экологической обстановки поселка Липовцы. В результате реализации проекта появился в поселке новый парк, в котором была установлена спортивная площадка, которая позволила более успешно организовывать занятия по физической культуре для учащихся нашей школы, проводить активный досуг молодежи в свободное от уроков время.
В настоящее время существует много проблем в области воспитания: чрезмерная занятость родителей или, напротив безработица, увеличение числа малообеспеченных семей, дезорганизация их жизненного уклада (папа или мама уезжают на заработки, оставляя детей на попечение родственников или знакомых). Все это делает очевидным необходимость повышения статуса воспитательной работы школы. С этой целью был разработан и реализован проект «Трудовые отряды», который предусматривает трудоустройство ребят, занятость их в летний период в работе трудовых десантов – в первой половине дня, в работе творческих бригад – во второй половине дня. Также данный проект позволяет повысить материальное обеспечение малоимущих семей, так как ребятам за работу в ТО выплачивается заработная плата от предприятий угледобывающей компании СУЭК.
Сегодня, когда воспитательные возможности социума снизились, школа становится средством духовного возрождения, поэтому совершенствование ее работы – проблема не только педагогическая. Она связана с экономическими, социальными, политическими, демографическими сферами развития микрорайона. Следовательно, миссия школы заключается в создании наиболее благоприятных условий для разностороннего развития учащихся в соответствии с потребностями современного общества. Отсюда вытекает необходимость оформления прилегающей территории школы, для реализации воспитательных программ «Надежда России», направленной на формирование здорового образа жизни и профилактику употребления ПАВ и программы «Мы – патриоты», направленной на формирование гражданско-патриотического сознания у подрастающего поколения, а также реализацию классных воспитательных программ. С этой целью был разработан проект «Территория школы – место активного отдыха населения». В результате реализации проекта на территории школы была установлена детская спортивная площадка.
С целью обмена опытом ученических коллективов школ Октябрьского района с учреждениями дополнительного образования, органами власти и социальными структурами, для повышения качества применяемых знаний и умений при организации и проведении культурно-массовых, коллективно – творческих дел и продуктивной работы органов школьного самоуправления был разработан проект «Путь к успеху». В ходе проекта состоялись встречи с Главой района, главами поселений, а также были проведены мастер-классы передовых районных мастеров «своего дела»: хореографов, вокалистов, преподавателей ИЗО, звукооператоров с активистами школ Октябрьского района, отвечающих за организацию и проведение школьных и районных мероприятий.
Для создания общественного резонанса вокруг проблемы наличия вредных привычек у подрастающего поколения, формирования и развития социальных навыков здорового образа жизни у подрастающего поколения школой был разработан проект «Жизнь прекрасна». Данный проект – внес в школьную жизнь яркое движение, азарт поиска информации и совместной деятельности учащихся разных школ, социальных институтов и общественности, открыл новые формы коммуникаций. В результате реализации проекта была проведена районная Акция «Мы выбираем жизнь» с участием районных органов системы профилактики, представителей всех школ Октябрьского района и Русской православной церкви.
Считаю, что социальные проекты, если они не являются разовым мероприятием и не выполняются формально, а представляют слаженную систему воспитательной работы, способны решить задачи Государства и запросы общества в области воспитания. Так как участие в проектах ориентирует ребят на признание патриотизма высшей ценностью человека; мотивирует к социально-значимой деятельности; готовит к активной и сознательной жизни; способствует воспитанию, саморазвитию, социальной адаптации.
Школьная жизнь – это большой проект, и задача классного руководителя сделать этот проект умным, интересным, содержательным и нужным для ребят.
Список литературы
Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2011.
Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образовании. – М.: Просвещение, 2009. ? 30 с.
Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.- М: АРКТИ, 2003.- 80с.